Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ШАИТЛИНСКИЙ САЙТ

Суббота, 18/Май/2024
Главная » Статьи » Мои статьи

стр 20
Возможность примирения кровников, предусмотренная адатом, использовалась новой администрацией для ослабления обычая кровной мести. Всем окружным начальникам предписывалось содействовать примирению враждующих сторон. Соответствующие меры были приняты и у дидойцев1. Полностью ликвидировать обычай, однако, не удалось, тем более, что и имущая верхушка, и духовенство пропагандировали незыблемость и святость адатных норм.

Таким образом, имущественное расслоение, процесс разложения крестьянства, все большее усиление соседских связей за счет ослабления кровнородственных, присоединение Дагестана к России и проведение административно-судебных реформ были теми причинами, которые способствовали некоторому переосмыслению патриархального обычая и все большей замене кровной мести денежным выкупом.

Обычай кровной.мести соблюдался дидойцами до установления в горах Советской власти. В первые годы Советской власти на борьбу с обычаем были брошены лучшие силы. В последующие годы социалистического строительства кровная месть почти полностью изжила себя.

§4. Обычай взаимопомощи

Одним из традиционных обычаев дидойцев, возникшим на основе коллективной трудовой деятельности, был обычай взаимопомощи. Он появился и развивался в условиях господства родовой общины, отражал коллективный, общинный характер труда. Однако примитивные формы труда, сложности ведения хозяйства способствовали сохранению этого обычая, как характерной черты общественного быта, и на последующих этапах социального развития общества.

В условиях высокогорного животноводства, земельного голода, натуральных и полунатуральных форм хозяйства, дидойской семье со средним материальным достатком приходилось преодолевать значительные трудности в обеспечении прожиточного минимума. В то же время каждый член общества мог рассчитывать на поддержку

Комаров А.В. Указ.соч. С. 46-47.

141

родственников и односельчан, готовых по необходимости придти на помощь нуждающемуся. Все хозяйственные работы, от вспахивания участка, засева и выноса на поля навоза, до заготовки стройматериалов и постройки дома происходили как бы на глазах у родственников и соседей. Имея ясное представление о хозяйственных заботах той или иной семьи и о степени обеспеченности хозяйства рабочими руками, родственники и соседи хозяина безо всяких напоминаний и приглашений выходили к нему на помощь.

В различных случаях для помощи человеку собиралось различное количество людей, различного половозрастного состава. Это зависело от нескольких причин: степени авторитетности той или иной семьи в округе, от числа родственников хозяина, от объема предстоящих работ, от вида работ, времени года и др.

На помощь родственнику и односельчанину приходили во время весенней вывозки навозы на поля, во время прополки, жатвы, обмолота зерна и др. И в процессе работы, и во время отдыха люди веселились, пели, устраивали танцы.

Поздней осенью или зимой организовывалась помощь хозяевам в перебирании и очистке гороха, фасоли, в лущении кукурузы и др. Для этого собирались односельчане, соседи и родственники, в подавляющем большинстве - парни и девушки. Здесь царили шутки, смех и веселье, молодые люди соревновались в остроумии, парни намекали на свои симпатии к тем или иным девушкам. То и дело работа прерывалась танцами, пели песни. Подобные формы взаимопомощи известны и другим дагестанским народностям: аварцам, лакцам, кумыкам и др.1. Люди помогали друг другу и в сезон стрижки овец, и при приготовлении молочных продуктов, и при заготовке на зиму мясных продуктов. Если кто-либо из односельчан случайно оказывался без кормов на зиму (напр., по причине пожара), все селение помогало ему, каждый делился, чем только мог. Точно также поступало общество, если кто-либо из односельчан по какой-либо причине нес большие убытки скота (от эпизоотии, воровства, стихийного бедствия и т.п.). Родственники и просто одно-

1 Никольская З.Н. Родовые формы и отношения у аварцев в XIX в. М., 1948. С. ИЗ; Лугуев С.А. Взаимопомощь в хозяйственной деятельности лакцев (вторая пол. XIX - нач. XX в.) // Хозяйство народов Дагестана в XIX—XX вв. Махачкала, 1979. С. 102-103; ГаджиеваС.Ш. Кумыки. С. 68 и др.

142

сельчане давали пострадавшему овцу, барана, одну голову или несколько: это зависело и от степени родства, и от состоятельности дарителя. Вообще, по адатам дидойцев любой член общества, понесший материальный ущерб от пожара, воровства, эпизоотии и др., мог ожидать помощи от родственников и односельчан. Помощь оказывалась не только скотом, но и продуктами, одеждой, утварью, деньгами.

Самый популярный и распространенный вид взаимопомощи -это взаимопомощь при строительстве дома. На любом из этапов строительства любой из членов общества получал от родственников и односельчан поддержку и помощь. Она оказывалась при заготовке строительного камня, закладке фундамента, возведении стен, перекрытии крыш, обмазке стен и др. Взаимопомощь при строительстве дома оказывалась и другими народами Дагестана: аварцами, даргинцами, лакцами, лезгинами, табасаранцами, кумыками и др. Характерна такая помощь и для других кавказских народов2.

Одной из форм соседской и родственной взаимопомощи были взаимные одалживания. Объектом одалживания служило все, начиная с продуктов питания и предметов одежды и кончая рабочим скотом.

Затруднения в ведении хозяйства приводили к тому, что отдельные семьи, объединив свои усилия, создавали краткосрочные союзы. Одно хозяйство имело быка, другой давал плуг, третий предоставлял в общее распоряжение свои рабочие руки и др. Объединялись чаще всего родственные семьи, но во второй половине XIX в. подобные союзы нередко состояли из соседей, односельчан вообще.

Обычай взаимопомощи был узаконен адатом. Существовавший в силу хозяйственной необходимости обычай стал нормой общест-

1 Гаджиева С.Ш. Кумыки. С. 281; Материальная культура аварцев. Махачкала, 1967. С. 199-200; Гаджиева С.Ш., Османов М.О., Пашаева А.Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1967. С. 149; Булатова А.Г. Лакцы: Историко-этнографические очерки. Махачкала, 1971. С. 107; Лугуев С.А. Указ.соч. С. 104-105; Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин XIX - нач. XX в. М., 1978. С. 187-188-и др.

2 Магомедов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе, 1968. С. 446; Асанов Ю.Н. Поселения, жилища и хозяйственные постройки балкарцев. Нальчик, 1976. С. 33 и др.

143

венной жизни, морально-этическим критерием поведения члена общества. Однако, нельзя не заметить, что феодализирующаяся общинная верхушка и имущая прослойка населения зачастую использовала освященный традицией обычай в целях личного обогащения. Бедняцкие массы дидойцев выполняли в хозяйстве члена сельского управления, в хозяйстве богатого барановода буквально все виды работ: пахали, сеяли, убирали урожай, молотили, пасли овец, косили и т.д. - и все это в виде «помощи».

Таким образом, обычай взаимопомощи, зародившийся в недрах родовой общины и являющийся отражением присущих ей производственных отношений, продолжал развиваться и в условиях новой социальной организации - сельской территориальной общины. С развитием последней, взаимопомощь, оставаясь преимущественно родственно-тухумной, все больше приобретает и соседский характер. Нельзя не отметить, что этот обычай в условиях земельного голода, необычайно высоких цен на сенокосы и пашни, в условиях отсталых натуральных форм хозяйства и различных форм эксплуатации беднейшего крестьянства, был необычайно действенным и исторически оправдал себя. Выросший на экономической основе обычай перерождается в морально-этическую норму для большинства членов общества. Тем не менее, обычай широко использовался имущей верхушкой в качестве удобной формы эксплуатации беднейших слоев населения.

§5. Гостеприимство и куначество

Обычай гостеприимства - один из самых стойких и свято соблюдаемых обычаев для дидойцев. Он широко распространен во всем Дагестане, на всем Кавказе. Возникнув в недрах родового строя, он сохранился и в последующие эпохи, развиваясь и приспосабливаясь к новым требованиям.

Пришедший, приезжий у дидоев считался гостем не только отдельно взятого хозяина, но и всего тухума, всей общины. С усилением имущественной дифференциации крестьян стала наблюдаться тенденция к превращению приезжего в гостя отдельно взятой семьи (особенно - к концу XIX - началу XX в.). Однако, здесь можно говорить только именно о тенденции. Исследователи совершенно

144

правильно отмечают, что даже в конце XIX в. в Дагестане и на Кавказе вообще гостеприимство не утрачивает архаических черт родовой организации, выражавшихся во всесторонней заботе о госте прежде всего семейно-родственными группами1.

В целом в XIX в. у дидойцев гость - это прежде всего гость общества. Община несла ответственность за любого гостя, находящегося на ее территории, перед союзом сельских общин, соседними общинами, соседними народами и т.п.

Гостей дидойцы делили на две категории: бабюс л!ирба и л!ирба. Бабюс л!ирба - это категория, широко известная кавказоведческой литературе под термином «кунак». Своеобразные, сложные отношения куначества вылились в целый институт. Кунак - это не просто приезжий, а близкий человек, большой друг семьи, принимающий участие во всех ее событиях. «Гостеприимство предшествовало куначеству, которое представляло собой следующий этап в развитии межродовых и межсемейных отношений»2.

Приезжая в селение, гость останавливался только у своего кунака, иначе последнему была бы нанесена большая обида

Взаимная привязанность и безусловное участие в интересах и нуждах друг друга сближало людей, делало кунаков такими же близкими, как и родственники.

Кунака не только обеспечивали необходимым, но и старались развлечь его всеми доступными средствами: приглашались сельские острословы и балагуры, певцы и певицы, устраивались танцы. Кунак же, следуя народному этикету, стремился как можно меньше стеснить хозяина, не особенно отвлекать его от повседневных хлопот и занятий, не затруднять его материально и т.д. Уезжающего кунака обязательно провожали до границ земель общины: дальше ни хозяин, ни его родственники, ни община не несли ответственности ни за поступки гостя, ни за его безопасность. Не случайно в отдельных аварских обществах существовали адаты, согласно которым за проводы гостя дальше общинных земель с виновного взимался штраф .

1 Егорова В.П. Из народных традиций Дагестана // ВИЗ Д. Махачкала, 1970. В.2. С. 88.

2 Гарданов В.К. Гостеприимство, куначество и патронат у адыгов // СЭ. 1964. №1. С. 46-47.

3 См.: Адаты аварцев // РФ ИИАЭ. Ф.5. Оп.1. Д.59. Л.ЗГ, 99.

10 Зак. 65
145

Ширба - это любой приезжий посторонний, не имеющий в данном селении кунаков. Обычно такие приезжие шли на годекан, приветствовали собравшихся и присаживались на некоторое время. Если кто-нибудь из находящихся там мужчин не брал на себя инициативы и не приглашал приезжего домой, на жительство его определяли старейшины или исполнители. Вместе с кем-нибудь из них гость отправлялся в дом того, на ком лежала очередь принимать приезжего. Здесь приезжий мог рассчитывать на кров, лучшую постель, лучший кусок за столом и т.д. Встречал гостя, как правило, хозяин дома - мужчина. Забросив все свои дела, он был обязан все свое внимание уделить гостю, оказывать ему подчеркнутое уважение (х!атир), предупреждать его желания.

Таким образом, тот, кому предстояла дорога, мог смело отправляться в путь будучи уверенный, что и при поездке, и в конечном пункте он найдет самое радушное обхождение, пищу и кров. «Лезгин проедет весь Дагестан, не вынимая ни одного абаза», - пишет Е. Марков1. Не случайно исследователи называют главнейшими характеристиками обычаи гостеприимства на Кавказе «право совершенно незнакомого человека остановиться в качестве гостя в любом доме и безусловную обязанность хозяина оказать ему самый радушный прием и представить все необходимое...» .

Принимая у себя гостя и входя с ним в отношения куначества, дидоец тем самым обретал друга и союзника на все случаи жизни. Однако, обретение такого друга не было для дидойца, как и дагестанца вообще, самоцелью. Широкая распространенность обычая гостеприимства, охват им всех сословно-классовых прослоек, возведение его в ранг культа говорят о том, что гостеприимство - это прежде всего исторически апробированная форма общения людей, порожденная особенностями социально-экономических условий, общественного быта, межсельских и межэтнических торгово-экономических и культурных связей.

Итак, обычай гостеприимства с развитием общества все больше теряет связь с кровнородственными отношениями коллектива людей. В кунаке, в госте дидоец все больше начинает видеть личного союзника и друга. Эта историческая форма общения людей стала

1 Марков Е. Очерки Кавказа. СПб.; М., 1904. С. 567.

2 Гарданов В.К. Указ.соч. С. 36.

146

средством передачи информации, средством межнациональных контактов, средством усиления взаимовлияния культур, сближения дидойцев с другими народностями Дагестана, Грузии, Азербайджана. «Можно смело утверждать, что только священный обычай гостеприимства дает возможность проникнуть в эту почти недоступную страну», - писал А.К. Сержпутовский1. Это же мнение разделяет и С. Анисимов: «По существу это (гостеприимство - С.Л.) - закон международного общения, благодаря которому только и возможны сношения кавказских народов друг с другом и путешествие в его замкнутых горных долинах и котловинах»2.

Итак, общественный быт дидойцев в XIX - начале XX в. - это отражение исторически установившихся социально-экономических отношений в обществе, испытывавших на себе влияние культурно-исторических факторов более ранних этапов развития общества. Система управления и судопроизводства была призвана выполнять свою основную функцию: защиту имущества и собственности членов коллектива. В условиях роста имущественной дифференциации эта функция не могла не вылиться в иное содержание: в преимущественную охрану собственности и прав имущей верхушки.

Приспособившись к новым условиям и проявив живучесть, до начала XX в. у дцвойцев общественно и социально функционировали обычаи кровной мести, взаимопомощи, гостеприимства и куначества. Первый из них весьма характерен для общества, где пережитки прошлого все еще играли значительную роль. Обычаи взаимопомощи и гостеприимства, выросшие на реальной почве особенностей экономики и культуры народа, переросли в нравственно-этические нормы народа, хотя и использовались имущей верхушкой в качестве завуалированного средства эксплуатации беднейших слоев населения.

'

1 Сержпутовский А.К. Поездка в Нагорный Дагестан. Петроград, 1917. С. 6.

2 Анисимов С. Кавказский край: Путеводитель. М., 1928. С. 11.

.147

Глава VII ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

§1. Народное образование

Уже в XVIII в. в Дагестане не было селений без примечетской школы в них1. Так же обстояло дело и у дидойцев, в основном к этому времени уже исламизированных. Во второй половине XIX в. в дидойском обществе насчитывалось 38 мечетей с 17 кадиями при них2. Кадии и муллы Шаитля, Мокока, Тлядала, Кидеро, Хутраха, Кимятля и др. организовывали при мечетях школы, в которых обучали детей и подростков чтению Корана и заучиванию молитв. В XIX в. влияние ислама на все формы личной и общественной жизни человека усилилось. В условиях начавшейся Кавказской войны имамы Дагестана уделяли вопросам воспитания подрастающего поколения очень большое внимание. Наибам на местах, а также духовенству предписывалось воспитывать молодежь в духе газавата, шариата, непримиримости и презрения ко всему немусульманскому . Школы содержались за счет закята, кроме того, по личному распоряжению Шамиля в счет мулл и учащихся отчислялась треть военной добычи4. Сельской администрацией предписывалось уделять максимум внимания обучению молодежи военному делу5. По нашим полевым данным в XIX в. у дидойцев в различных обществах и селениях функционировали сезонные (осенне-зимние) военные сборы подростков и молодежи, обучавшейся под руководством опытных воинов ратному делу.

Чтению Корана, заучиванию молитв, основам шариата и частично письму в примечетские школы обучались мальчики и девочки, последних всегда было гораздо меньше. Время обучения строго определено не было: в зависимости от старания и способностей учение могло продлиться от 3-4 месяцев до 1,5-2 лет.

Категория: Мои статьи | Добавил: горец (08/Мар/2010)
Просмотров: 691 | Теги: Музыка (2010) | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Хостинг от uCoz