Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ШАИТЛИНСКИЙ САЙТ

Суббота, 18/Май/2024
Главная » Статьи » Мои статьи

стр 22
ходит ищущий»; «Талих! к!еда байхъочи» - «Счастье искать надо»), торопливость («Эсвалъхоси г!ачин х!алъ» - «Кто спешит, тот ошибается») и др.

Поскольку устное народное творчество выражает думы и чаяния народа, в них всегда в той или иной степени наличествует элемент социальной направленности. Пословицы и поговорки цезов не являются исключением. Нередко в них отражена мысль, что борьба за существование требует от человека большого напряжения сил и энергии, например: «Чтобы раз поесть, надо девять раз попотеть»; «Трое работают - на одного хватает» и др. В других изречениях социальная направленность подчеркнута более рельефно и резко: «Мискинлъин сие балагь» (Бедность - это беда); «БоцГалъ боц!хъ илъи» (Среди волков надо быть волком); «Боц1а боцГес хасият ха-цич!и» (Волк волчьи повадки не бросит). В некоторых афоризмах социальная направленность поднимается до высот открытого социального протеста («Мискинес гъиба цема» - «Счастье от бедняка юежит»; «Эриай гТомоян къано ихин ражи» - «Поневоле осел и двоих несет»; «Талиханурукъор ашу ваНазайно ц!оххоси» - «Если нет счастья, то на человека камень может и снизу вверх скатиться»; «Бечедавзис ашу содхорно як!и» - «У сильного - богатство, у богатого - сила») и осуждения эксплуатации человека человеком («По-мойир хъорому гулур к1алц1» - «Осел наработает, а лошадь съест»; «Дицег бишерлъин, боц!и багъуч!ей» - «Хоть и накорми волка, он все равно на стадо нападет»). В обществе цезов, где имущественная дифференциация населения была довольно четко выражена, не могло не быть изречений, оправдывающих социальное неравноправие, например: «Покорность - это добродетель». Как бы тяжела не была жизнь человека, он не должен терять оптимизма и надежду на лучшее будущее. Эту мысль можно проиллюстрировать следующим изречением: «Инсанес кул бехора» - «Человек живет надеждой».

Таким образом, народные изречения дидойцев рисуют наглядную картину социальной жизни общества, надежды и чаяния народных масс, их стремление к свободе и справедливости.

Посредством образцов народного творчества и через них цезы выражали свое мировоззрение, мироощущение и миропонимание.

Главное второстепенное: «Был бы бык, а пахарь найдется»; «Помой мегъилълъ мечвозалъ, нелъос бетГергъан гъедулълъ молъ-лъазалъ» - «Осла держат не потому, что он ревет».

157

Закономерность - частность: «Бегьве г!алълъолълъаг г!абдалби гГаши бичихоси» - «Селение без дурака не бывает».

Причина - следствие: «Дилью жек!у - недью гъуткГу» - «Кривой фундамент - кривой дом»; «К1ек1арно ц!и ца бази» - «Ворошишь костер - искры сыпятся»; «Пияй ч!инай эния хехзар кики кин телълъч!ей» - «Дитя не заплачет - грудь не получит»; «Щи ануси гут! язичГи» - «Не бывает дыма без огня».

Форма - содержание: «Алук1анин бикори бикори, къабанини бекори» - «Черная змея - змея, белая - тоже змея»; «Эжедисно рок!у гТолохъан» - «Сердце старости не знает».

Количество - качество: «Их1ун кикзасч!е бохъхо» - «Река рождается из капель».

Противоположность - идентичность: «Гъересин бит!аравно са-дахъчГе ричих» - «Правда и ложь - близкие родственники»; «Со-дхор азира къихГорно ута аи» - «Подъем без спуска не бывает».

Пословицы и поговорки цезов - это результат многовековой творческой деятельности народных масс. Передаваясь из уст в уста, от поколения в поколение, они углубляли свое содержание и совершенствовали форму, пока не дошли до нас в виде идеального сочетания первого со вторым. В процессе творчества при создании пословиц и поговорок народ использовал разнообразные художественные формы, приемы и средства. Перечислим некоторые из них:

Аллегория: «Бигу мешре, риг ралъи» - «Новый веник хорошо метет»; «Регьвесин ч!ура гъудод махъай риквай» - «Ночью и слабый свет хорошо виден».

Сравнение: «ГъутТкъо нуци рок!ель загъру» - «Во рту мед, на сердце - яд»; «Хизорзо оночакъа, адерси кТенеч! йигу» - «Заяц в руках лучше, чем олень в поле».

Отрицание: «БоцГлъай бекъес ах!во бахъч!и» - «Из волка пастуха не получится».

Юмор, сатира: «Раги хозос кТонзи ашулълъ» - «Ешь дерьмо -имей для этого ложку»; «Къвакъвани дар, к!енеч1 къуйзир» - «Кудахтанье нам, яйцо - соседям»; «Балкаинёкъор гъабдин рут -и хоси» - «Вороны слетаются на падаль».

Олицетворение: «В доме, построенном конем, осел жить не будет».

Сарказм: «Игусич1е кваха эхух» - «Хороший человек долго не живет».

158

' Гипербола: «Игу ануру жекГу щудалъкин игу ахътГи» - «Не хорони своего покойника рядом с могилой плохого человека».

Парадокс: «Дебер ратич!иру - жек!урно райно» - «Бойся того, кто тебя боится»; «Сие озури рахур и къор къано рахура бецуклъ-лъин элълъин» - «Слепой зрячему дорогу показывает»; «Х1алъ анакГу зийис сие шилу кълъехун» - «Однорогая корова бодливой бывает».

Обращение: «Ми зиру бесунай, ди деби» - «Если ты лиса, то я твой хвост»; «Полълъирах расад, соси речТо» - «Семь раз взвесь, один раз скажи»; «И гуя ми жукая къуйзи къазай аи» - «Хочешь все о себе знать - послушай разговор на годекане».

Перечисление: «ЖекГукъ жек!улъа най х!оикъо х!оикин яй хр-чи» - «Гора опирается на гору, сосед - на соседа»; «Кинав г!иянай г!ияд, кинав хъохълъинай хъохъолълъо» - «Все пляшут - и ты пляши, все плачут - и ты плачь».

Противопоставление: «БоцГа букънолълъин лъели хеци ч!ей» -«Овца плачет - волк смеется»; «Жука рихваи носи, ригзас къимат бай» - «Лишь познав плохое, узнаешь цену хорошему».

Параллелизм: «Сие бохънай ца лълъин бичир къано бокънай гъибо босо» - «У кого овца - забота, у кого сто овец - тоже забота»; «Йохирно яярру кир - гъуткор балагъ» - «Сын влюбчив - отцу нарекания, дочь влюбчива - отцу позор».

Итак, пословицы и поговорки цезов явились той областью народного творчества, через которую он самовыражался, в краткой, но емкой художественной форме высказывая свои идеалы в мировоззрении, этике, труде, свои убеждения, принципы и устремления в общественной и семейной жизни, во взаимоотношениях людей.

Особое место в устном народном творчестве цезов занимают сказки1. В них отражается мировоззрение народа, его отношение к действительности, его мечты о будущем, его борьба за свободу и независимость. В лице героев сказок воплощены лучшие национальные черты народа: любовь к отчизне, готовность к самопожертвованию ради нее, честность, скромность, отвага, трудолюбие, мудрость , остроумие, находчивость и т.д.2

1 См.: Назаревич А.Ф. В мире горской народной сказки. Махачкала, 1962; Его же. Сказки народов Дагестана. М., 1965; Аварские сказки. Махачкала, 1965 и др.

: См.: Русское народное творчество. М., 1954. С. 61-64.

159

Наиболее распространен у дидойцев жанр бытовой сказки. Их отличительной чертой является социальная направленность , а также «утрирование отрицательной черты, переходящее в гротескность»2. Как правило, в этих сказках фигурирует жизнерадостный, не унывающий и остроумный герой - выходец из простого народа, резко противопоставленный по своим человеческим качествам богатею-мироеду, правителю. Он - борец за правду, справедливость, за достоинство человека. Таковы, например, народные сказки «Хитроумный Иса»3, «Али и купец», «Кто умнее?».

Популярны в народе также и краткие по объему сказки-новеллы, в которых глупость противопоставлена мудрости, добродетель - злонравию, благородство - низости и т.д. Этот тип сказок по внутреннему содержанию и форме приближен к притче . Таковы сказки «Болтливая соседка», «Кого люди больше уважают».

Героями следующего типа сказок выступают животные. Они (сказки) веками формировались «от первобытного мира к социальной сатире»5. Этому типу, в больше мере, чем другим, характерны аллегория и олицетворение. Наиболее характерные качества животного подаются в этих произведениях так, что они наглядно высмеивают или, напротив, восхваляют человеческие качества, отношения между людьми: высмеивают жадность, трусость, глупость, чванливость, восхваляют бескорыстие, храбрость, мудрость, сердечность и т.д. К таковым относится сказки «Об осле и волке», «О лисе и девушке» и др.

Излюбленным в народе является и тип сказок, где герой, попадая в экстремальные ситуации, выходит из затруднительных положений благодаря своим высоким человеческим качествам, а также богатырскому коню, чудо-сабле и др. Как правило, герой сражается

1 См.: Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана. М., 1962. С. 187.

2 Унгвицкая М.А. Хакасская бытовая сказка. Абакан, 1966. С. 26.

3 Перечисляя сказки, мы здесь и далее даем не подлинные их названия - таковые для сказок цезов, как правило, не предусмотрены, - а исходим из их содержания.

4 См.: Андреев Н.П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аорне. Л., 1929; Халидова М.Р. Малые дидактические жанры аварского фольклора. Махачкала, 1974. С. 118-119.

5 Назаревич А.Ф. В мире горской народной сказки. С. 54.

160

с полчищем джинов (нередко - с джинами-одиночками), с дэвами. аждахой и другими чудовищами («О храбром Гухи», «О Чуху и его семерых братьях»). Это тип авантюрных сказок.

Близки к этому типу и так называемые волшебные сказки1. От первого типа они отличаются широким набором чудодейственных предметов, помогающих герою одерживать победы над силами зла (кольца, клубки, светильники и др.), и богатством стереотипных формул и повторов2. («Сестра и три брата»).

В двух последних типах сказок отражена вера народа в человека, в его силу и волю в борьбе за светлые идеалы, в неизбежное торжество добра над злом3.

Итак, устное народное творчество дидойцев дает богатую палитру народной жизни, характеризует их особенности социально-экономической жизни, наглядно демонстрирует богатство и красочность духовного мира народа, дает представление и мировоззренческих концепциях и художественно-эстетических идеалах, определившихся в результате трудовой деятельности поколений и их культурно-исторических связей с другими народами.

§3. Народная медицина

К традиционным народным знаниям относятся и рациональные представления того или иного этноса в области медицины. Народная медицина представляет собой звено традиционно-бытового слоя культуры, несущего основную этнодифференцирующую нагрузку, выполняющую основные этнические функции и составляющего поэтому ядро предметной области этнографической науки4. На сравнительно достаточно высоком уровне стояла народная медицина у

1 Об условности термина «волшебная сказка» см.: Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974. С. 9-13; Зайцев А.И. К вопросу о происхождении волшебной сказки // Фольклор и этнография / Под ред. Путилова Б.Н. Л., 1984. С. 69-70.

2 См.: Аварские сказки. Махачкала, 1965.

3 См.: Пропп В.Д. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1956. С. 61.

4 См.: Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. С. 200; Бромлей Ю.В.. Воронов А.А. Народная медицина как предмет этнографического исследования // СЭ, 1976. №5. С. 4; Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981 С.211.

11 Зак. 65

161

дидойцев. Память народа с благодарностью сохранила имена лекарей, облегчавших людям телесные страдания и лечивших их недуги: это Али Маммадиев из с. Хибиятль, Шамсутдинов Арсен-Али и Саадуев Магомед из с. Шаитли, Ахмед Гасаналиев из с. Шапиг, Юсупгаджиев Муса из с. Кидеро и др.

Внутренние болезни. Лекари цезов правильно диагностировали и вылечивали воспаление бронхов (бронхит - хот!ораль унти). Наипростейшим средством считалось следующее: жгли на плите зерна ржи до обугливания, затем растирали их до порошкообразного состояния, полученный порошок размешивали в теплой воде (1:7) и давали больному пить по 2-3 глотка 4-5 раз в день. Хорошим средством от этой болезни считался также отвар цветов первоцвета (гьорзун), настой чабреца (къин нигани). Если больной в результате простудных заболеваний жаловался на кашель (гТамори), то лекари прибегали к отварам и настоям айвы (гимриз, гермес), цветов и травы мать-и-мачехи (пахъай), корня девясила (г!ундуз, лундуз), а также рекомендовали больному курение специально обработанного листа дурмана (лъезолба, гГомойсхвара). Страдающему кашлем ле-кари-цезы предлагали дышать горячим отваром крапивы (меча)1.

Легочные заболевания известны были лекарям цезов под общим названием хотТорис унти. Хорошим средством от этих болезней считался отвар из веточек и плодов малины (ко). Кстати, такой отвар тибетская медицина рекомендовала применять при всех болезнях легких2.

Если больной страдал одышкой (х!огъел дагъав), его поили настоем мяты (сам, сееро) - регулярно, вместо воды, по пол-стакана 4-5 раз в день. Когда болезнь выражалась в том, что человек жаловался на боли в области сердца, сопровождающимися состоянием удушью, его поили отваром цветков и ягод боярышника (куст - к!е-нели, плоды - хути), заваркой корня пырея (ач!и).

Нередко определялось, что недуги пациента вызваны малокровием (э ануси). В этом случае ему прописывали землянику (к!ицу) в любом виде - в свежем, в виде компотов, засахаренную землянику.

1 Простудные заболевания у кумыков лечили тем же способом. См.: Гаджиева С.Ш. Указ.соч. С. 330.

«Дезйцкар мигчжан» - памятник тибетской медицины. Новосибирск, 1985.

С. 51.

162

Иногда первопричиной заболевания определялись тромбы (лиша эёс шитаси). В этих случаях заботы лекаря были направлены на то, чтобы тромбы пробились сами или рассосались. Для этого готовилось снадобье, состоящее из корней цикория (балълъес бих - «свиная трава»), семян белены (лъолъолба) и корней молодого папоротника (гъванкгу) (соот. 2:0,5:1,5). Все это перетиралось, замешивалось на ослином молоке до кашицеобразной консистенции и тоненькой лепешкой высушивалось в тени. Больному давали часть этой лепешки, величиной с ноготь большого пальца мужчины на один прием, два раза в сутки: рано утром и перед сном.

Большое место в лечебной практике лекарей-цезов занимали болезни пищеварительной системы, печени, почек и системы моче-выводящей. Они различали и правильно диагностировали такие заболевания, как гастрит, колит, асцит, метеоризм, гепатит, желтуху, неффрит, пиелит, цистит и др.

Если больной жаловался на постоянную тошноту, рвоту в сопровождении болей в нижней части груди, под ребрами, лекари определяли у него гастрит (ахокъ г1агъаси). Для его лечения пили отвары листьев ольхи (нохъи), ягод можжевельника (цар), плодов крушины (чаняс к!а). Приступы тошноты (и при гастритах, и в других случаях) снимали отваром мяты или настоем плодов сараны (авес к!уди - «мышиный виноград»).

Из желудочных заболеваний чаще всего население было подвержено различным формам расстройства функций кишечника: диареи, дизентерии и др. (рехи). Не случайно Р.Ш. Аликишиев пишет, что поносы - это постоянный спутник горцев Дагестана1. Наиболее действенным и популярным средством борьбы с ними в народе считался отвар плодов конского щавеля (татами; растение зрелое, с плодами - чамхгу). Семена собирали в конце августа и хранили в мешочках, подвешенных к балке. Отвар готовился сильный (1:5), пили его три раза в день после еды по полстакана на один прием.

Глистогонными средствами (аскарида - гьиме) для лекарей-цезов служили папоротник (корневище), полынь (заг), девясил (корень), морковь. Из первых трех делали заварки (в этом случае в де-

С. 59.

1 Аликишиев Р.Ш. Очерки по истории здравоохранения Дагестана. М., 1958

163

ло шел зрелый папоротник - чадуна), морковь ели сырой. Распространенным в народе глистогонным методом был следующий: больному давали жирную пищу утром и на протяжении всего дня запрещали пить.

Род вздутия живота был известен местным лекарям под двумя названиями: ахокъ асилъаси или ох ябеёлъи - метеоризм. У больного вздувался живот, начиналась отрыжка и периодические боли в кишечнике. От этой болезни лекари спаивали больного насыщенными отварами цветом мать-и-мачехи и стеблей вьюнка полевого (юлълъия). Хорошим средством считалось также употребление больным пережарившихся на огне и слегка обугленных зерен злаков.

Категория: Мои статьи | Добавил: горец (08/Мар/2010)
Просмотров: 932 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Хостинг от uCoz