Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ШАИТЛИНСКИЙ САЙТ

Суббота, 18/Май/2024
Главная » Статьи » Мои статьи

стр 23
При жалобах на изжогу (рокъу рах!иролси) лекари приписывали больному измельченную в порошок высушенную траву чабреца или лист подорожника (бовус - «бычий глаз»), смешанного с медом (1:1). Дозировка - около чайной ложки, три раза в день за час до еды.

При воспалительных процессах печени (гепатит - жуби багъа-си) народная медицина предписывала больному прежде всего отвар листьев барбариса (зин), плодов шиповника (г!икъукъа), корзинок бессмертника песчаного (агьис рокгура - «птичьи сережки»). Лист барбариса и корзинки бессмертника собирали в конце весны — начале лета ,плоды шиповника - в середине осени. Приносили облегчение больному, действуя, как желчегонное, отвары козлобородника (зегес дару - «медвежье лекарство»; чара къоси) или молодых листьев березы (ме). Таким же было назначение и страдающему приступами желчного пузыря - шмальи къачГа (холецистит - семирель унти). В этих случаях из рациона лечущегося страрались исключить все, кроме нежирных бульонов, небольшого количества мучных изделий из белой муки и фруктов. Кроме того, его поили настоем ромашки и отваром зверобоя (ичГугани гагали).

Если в моче больного появлялась кровь или посторонние вещества типа белков и при этом на лице его образовывались отеки, лекари определяли ,что человек болен нефритом (гендаль унти). Наиболее действенным средством от болезни считался отвар коры барбариса1.

Лекари Дидоэтии умели правильно поставить диагноз и лечить

1 Так же считали и лекари Тибета. См.: Указ.соч. С. 52.

164

больного в случаях патологии мочевыводящей системы. Так, человек мог испытывать затруднения при мочеиспускании (анурия -гТакъу ануси). Причинами болезни, как подсказывала богатая практика дидойских лекарей, могли быть либо значительные кровопоте-ри, либо нервное потрясение. В любом случае больному давали мочегонное: отвары ягод можжевельника и бузины (гъвеес к!ицу), листьев толокнянки (авес к!ори), плодов тмина, листьев гореца птичьего (гулус меч), а также настои корней одуванчика (гъастГу; п!ез бохоси гагали), лопуха (х!имкъа, х!имухъа), пырея и травы череды (лъегъанакгу). Корни одуванчика и пырея заготавливали в середине весны, плоды тмина, листья толокнянки и череду - в середине лета, ягоды можжевельника и бузины - осенью. Как правило, больному давали лекарство по три раза в день, каждый раз приблизительно от трех столовых ложек до полстакана.

Лекари-дидойцы правильно ставили диагноз и успешно лечили больных желтухой (болезнь Боткина или гепатит вирусный - бекъес унти). Болезнь определялась ими по желтизне лица или белков глаз, общей вялости организма. Больного поили отваром корней одуванчика. Ложку измельченного высушенного корня заваривали в 2-2,5 стаканах воды, снимали с огня, не доводя до кипения и давали пить по 2-3 глотка 5-6 раз в день. В начале лета лекари заготавливали и корзинки распустившихся цветов бессмертника песчаного. Больному желтухой давали пить отвар этих цветов (1:25) по 3 раза в день. Хорошим лекарством считался также отвар листьев мяты; его рекомендовали пить больному вместо воды (1:10).

Как и другие горцы1, дидойцы считали, что болезнь лечится также молоком коровы красно-коричневой масти.

Горцы, спускавшиеся на плоскость по тем или иным причинам, нередко заболевали малярией (гечру) и, вернувшись домой, часто заражали этой болезнью родственников и односельчан. Лучшим средством от болезни считался экстракт игл ели. Метод получения лекарства заключался в неоднократном кипячении мелко измельченной хвои в дождевой воде (каждый раз воду нужно было выкипятить). Последние (7-8-е) кипячение производилось с добавлением измельченной кожуры грецкого ореха (1/10 часть к общей массе);

1 Дибиров М.А. Народная медицина аварцев. Махачкала, 1981 // РФ ИИАЭ. Ф.З.Оп.З.Д.620.Л.12.

165

получалась густая желтовато-коричневая вязкая масса. Лекарство это рекомендовалось потреблять, запивая кипяченой водой в течение недели четыре раза в день: утром - одну чайную ложку, часов в 10-11 - две, часов в 4-5 - три, и перед сном - снова одну ложку. Отвар стеблей одуванчика, считалось в народе, снимает лихорадку при малярии. Интересно отметить, что это же средство против лихорадки, сопровождающей какую-либо болезнь, рекомендует и индо-тибетская медицина1.

Оспа была известна лекарям-дидойцам под названием ч!алълъи. Когда к ним обращались по поводу этой болезни, лекари прежде всего принимали меры, чтобы больного не лихорадило (бо-х!иси окъаси - горячая лихорадка; роч!о изираси - холодная лихорадка). С этой целью больного в течении 7-10 дней попеременно поили экстрактом хвои ели и настоем из малины. Когда лихорадка проходила, тело больного смазывалось массой из смеси золы от куска; кожи крупного рогатого скота со сливочным маслом и медом (по 1/3). Смазывалось только тело, т.к. на лице это снадобье могло оставить язвы, а после них - обезображивающие шрамы.

Для предотвращения заражения этой болезнью, лекари собирали содержимое гнойничков у больного оспой, высушивали его и, подсыпав в молоко, давали пить. Этот способ был широко известен в горах Дагестана2. Примитивное оспопрививание было известно на Кавказе испокон веков3.

Чума (къавда) была страшным бедствием для народа, уносившим сотни жизней. Обычно-правовыми памятниками Дагестана предусмотрены даже нормы поведения родственников больного чумой, призванные оградить от болезней окружающих4. У дома, в котором находился больной чумой или холерой, ставился столб с ослиной шкурой на нем5. Больного обычно поили отваром ягод можжевельника6.

1 «Вайдурья - Онбо» - трактат индо-тибетской медицины. Новосибирск, 1984. С. 59.

2 См.: Дибиров М.А. Указ.соч. С. 10.

3 См.: Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1823. 4.1. С. 148.

4 Памятники обычного права Дагестана. ХУШ-ХГХ вв. М., 1965. С. 202.

5 Дибиров М.А. Указ.соч. С. 4.

' То же и у других народностей аварской группы. См.: Там же. С. 6.

166

В 1892 г. в Дагестане было зарегистрировано около 23 тыс. больных холерой, из них около 10400 человек умерло1 (холера -ваб). Самые распространенные средства от этой болезни у цезов, как и у других горцев2 - это натирание тела чесноком, прием вовнутрь значительного количества соленой воды и кровопускание3.

Кожные заболевания. Кожные заболевания были наиболее часто встречавшейся болезнью дидойцев среди взрослых и детей. Н.Д. Львов писал: «... горцы страдают кожными болезнями так, что нет почти ни одного горца, который бы избежал забелевания чесоткою, паршами и т.п. кожными болезнями»4.

Для лечения экземы (моцес кета) поздней осенью, перед началом зимы, добывали из содранной с березы коры растительный деготь. Куски коры складывали в заранее вырытую ямку, уложенную по бокам и на дне каменными плитами (размеры ямки приблизительно 1 м х 2 м х 0,4 м). Сверху кора обкладывалась дерном так, чтобы к ней был доступ, в виде небольших норок, с 2-3 сторон. Через эти норки кора поджигалась, после чего, дав ей хорошо разогреться, отверстия закладывались. Через 6-8 часов дерн разбрасывали и собирали перегнанную из коры темнокоричневую жидкость. После этой операции участки тела больного, пораженые экземой, натирали толченным чесноком от 2 до 5-6 раз: это зависело от вида экземы, степени запущенности болезни, пола и возраста больного. Затем те же участки тела натирались уже березовым дегтем - эта процедура могла повторяться 2-3 раза. За время прохождения указанного курса лечения больному рекомендовалось минимальное потребление жидкости.

По сведениям наших информаторов указанные приемы с небольшими вариациями считались действенными в борьбе против чесотки (къакъа) и лишаев (кец!).

Любые кожные заболевания, характеризующиеся появлением нарывов, язв, шелушений, лекари лечили отварами корней девясила, лапчатки (э бокГхоси гагали), чемерицы (зеес семи), травы чере-

1 Обзор Дагестанской области за 1892 г. Темир-Хан-Шура, 1893. С. 57-58.

2 См.: Дибиров М.А. Указ.соч. С. 7.

3 См.: Аликшиев Р.Ш. Указ.соч. С. 59.

4 Львов Н.Д. Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени // ССКГ. Тифлис, 1870. В.З. С. 4.

ды, настоем черемши. Это и къоскъа - болезнь, характеризующаяся появлением на теле волдырей и зуда (крапивница), и бов, при котором поражались волосы головы и ногти (стригущий лишай), и ла-гикъ цак!арби - незаразное кожное заболевание, характерное появлением на теле отвальных серых пятен с шелушащейся кожей (псориаз). Кроме названных снадобий перечисленные заболевания лечили отваром луковицы черемши и белой глиной, добываемой неподалеку от с. Мокок.

Паршой (къилекъо кита) болели преимущественно дети, нередко было заболевание и среди взрослых. Болезнь определялась по облысению отдельных участков головы и появлению на ней желтоватых чешуйчатых наслоений. Как и у других народов аварской группы1, у цезов считалось, что парша может появиться и от испуга. Лучшим средством от заболевания считались корни лопуха. Они выкапывались в апреле, высушивались в тени и хранились в темном прохладном месте. Для применения против парши корень толкли в ступе, а затем смешивали его в сыворотке до кашицеобразной консистенции. Массу эту, разложив на камне 0,5 см слоем, сушили в тени 4-5 дней. Непосредственно перед применением кусочек этого снадобья размельчали, добавляли селитру, пепел конской или ослиной кожи, топленый говяжий жир, мыло, и получившейся массой мазали всю голову независимо от того, насколько она поражена заболеванием (в противном случае болячки могли появиться на других участках головы). Смазанную таким образом голову туго пеленали на несколько часов, затем повязку снимали и перед сном одевали ее вновь. Снадобье с головы не смывали до тех пор, пока оно само не отпадало небольшими кусками. После того, когда вся голова очистится, ее рекомендовалось промыть мочой отелившейся коровы, а потом, когда голова высохнет, вымыть ее теплой водой без мыла. Рецепт лекарства: а) при первичном смешивании толченного корня с сывороткой: 2 стакана корня на 2,5 стакана сыворотки; б) при приготовлении смеси: просохшей лопухово-сывороточной массы 2/6 части (т.е. 1/3), остальные ингредиенты - по 1/6 части.

Народная хирургия. Н.Ф. Дубровин писал о лекарях горцев, «... отлично изучивших лечение переломов костей и ран, нанесенных огнестрельным оружием»2.

' Дибиров М.А. Указ.соч. С. 31.

2
Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871.Т.1.КН.1.С. 586.

168

Простейшим видом помощи, оказываемой пострадавшему от открытого или скрытого перелома (бецаси), было восстановление костей в первоначальное положение и наложение шин. Если перелом был открытый, на рану накладывали дезинфицирующие травы (листы подорожника, толокнянки).

Перед этим принимались меры для очищения желудка пострадавшего. Этот принцип был неукоснителен и в практике лекарей других народностей Дагестана. Думается, что здесь уместна и такая параллель: знаменитый арабский хирург Х-Х1 вв. аз-Захрави перед прижиганием участков головы для лечения разных заболеваний тоже рекомендовал больным вначале принять слабительное .

Для лечения ран, полученных от ушибов, а также от огнестрельного, холодного оружия, дидойцы готовили сложные лечебные амальгамы (раны - дигьи, амальгама - магьлум): 1) мед (1/3), масло топленое (1/6), паутина (1/3), воск плавленый (1/6); 2) курдючный жир (1/2), порошок серы (1/3), мыло (1/12), мед (1/12).

Полевой материал свидетельствует, что лекари-дидойцы были знакомы с основами трансплантации. Так, в Дидо-Шаитле местные лекари иногда зашивали глубокие раны сухожилиями голубей, фазанов, куропаток и рябчиков.

Дезинфицирующим средством служил в народной медицине отвар из коры можжевельника, собранный в сентябре, отвар из весенней хвои сосны, настой мартовских почек березы или листьев толокнянки, собранных в конце лета.

Для очищения раны от гноя и в качестве противовоспалительного применяли луковицу черемши, сок подорожника, отвар осеннего корня алтея (белъис гагали), свежие побеги овса.

По ходу операции местным лекарям приходилось бороться с кровотечениями (э бик!их). Лучшим средством считалась присыпка раны перетертыми рожками спорыньи, собранной летом. Останавливали кровь также настоями осенних соплодий ольхи или стеблей пастушьей сумки, заготовленной с лета, отварами весенней коры калины или корней крапивы, собранных осенью.

Принимались лекарями-цезами меры также и к тому, чтобы мышцы и кожа пораненных участков тела как можно быстрей вос-

1 Абу-л-Касим аз-Захрави. Трактат о хирургии и инструментах / Изд.З. М., 1983. С. 36.

169

станавливалась, а рубцы и шрамы рассасывались. Для этих целей заживающую рану неоднократно смачивали настоем из плодов шиповника, накладывали на нее листья и цветы мать-и-мачехи, подорожника, стебли зверобоя.

Болезни костно-мышечной системы. Если больной жаловался на ноющую ломоту в костях, суставах в сопровождении с припухлостью суставов и повышением температуры (ревматизм -гван), его лечили пчелиными укусами по 3-5 укуса на сустав, через 9 дней лечение повторялось, всего не более 6-ти сеансов1. Считалось также, что благотворно действует на болезнь отвар березовых веток, собранных в марте; в Дидо-Шапиге ревматические боли снимали, натирая суставы соком плодов дикой яблони. Целительными для болезни считались также настои цветов бузины, листьев гарма-лы, собранных летом, листьев земляники, собранных в мае, и отвары августовских корней лопуха или папоротника.

При радикулите (къарс гван) применяли такое же лечение и, кроме того, растирали места болевых ощущений желчью (сими) скота.

Если ощущение боли в той или иной группе мышц сопровождалось их заметным уплотнением (миозит - мишарби рагьаси), места эти протирали отваром октябрьских корней чемерицы. Помогала также от болезни ударная доза пчелиных укусов на участок: от 7-8 до ,10-12. Последнюю процедуру при необходимости можно было повторить лишь через месяц. Когда же боль отдавалась в поясничной области и передавалась в позвоночник (прострел), места болевых ощущений усиленно натирали травой дикого горчичника (са-

гду).

Когда дело касалось воспаления того или иного нерва или его ответвления, места болевых ощущений натирались муравьиной кислотой (гьуцес загъру). Добывали ее, ставя стеклянный сосуд с малым количеством медового сиропа (1-2 чайные ложки) недалеко от муравейника. Помогали при этих болезнях и пчелиные укусы. Если в результате этих болезней подвижность сустава резко ограничивалась (контрактура - могЬтъу рук!), больного лечили так: усиленно натирали муравьиной кислотой, а потом эти участки подвергали

' Пчелиными .укусами лечили приступы ревматизма и другие народы Дагестана. См.: Дибиров М.А. Указ.соч. С. 57.

170

укусам пчел (по 3-4 укуса на область болевых ощущений). По необходимости вся процедура повторялась через 9 дней.

Нервно-психические заболевания. Если человек по тем или иным причинам впадал в обморочное состояние (акълукъай ик!ин), его окуривали дымом осота.

Успешно лечили лекари-цезы также различные виды невроза.

Если у человека наблюдались повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость, его поили настоем цветов клевера (мигьи) или листьев толокнянки, а при приступах истерии - отваром корней дягиля.

Нервно-психическое расстройство могло вБфажаться также в болезненной нерешительности, неуверенности в себе, угнетении навязчивыми мыслями и др. В таких случаях больного поили настоем листьев пустырника (мамалаис ач!и) по 4 раза в день, по полстакана, в течение 12-ти дней. По необходимости курс лечения повторялся через 24 дня.

Для лечения страдающих нервными припадками лекари-дидойцы готовили сложное лекарство. Вначале ягоды боярышника кипятили в дождевой воде в течение 1-го часа (5-6 столовых ложек на литр воды). Дав отвару остыть, процеживали его через тряпочку и на этой жидкости готовили отвар спорыньи (1:20). Лекарство должно было простоять в прохладном темном месте 7-8 дней, после этого его давали больному по две чайные ложки - два раза в день мужчинам и трижды в день женщинам.

Известны были цезам и методы борьбы с бессоницей (мокъу яйкану). Для борьбы с ней считался действенным напиток из муки проросшего овса с добавлением меда.

Для лечения выпадения двигательных функций тех или иных частей организма (рекъа къукъаси - паралич руки) лучшим средством считался настой (1:5) луковицы подснежника (ицк!ори): его давали пить больному приблизительно по чайной ложке 8-10 раз в сутки. Сильнодействующими средствами считались также отвар осеннего корня красавки (1:30) и настой (стеблей с листьями) гар-малы.

Во всех случаях нервно-психических заболеваний лекари-цезы считали полезным для больного резкое чередование горячих и холодных ванн для всего тела.

Категория: Мои статьи | Добавил: горец (08/Мар/2010)
Просмотров: 757 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Хостинг от uCoz